Опытные мастера, занимающиеся обработкой древесины, в том числе точением на токарном станке, не один год, обычно утверждают, что можно работать практически с любыми породами. Однако даже в этом случае они учитывают несколько правил, которые им кажутся настолько очевидными, что их можно даже не озвучивать. Однако у новичка, особенно после первых неудачных попыток выточить несложное изделие из попавшейся под руку доски, может возникнуть логичный вопрос: почему не получается? Виноват недостаток опыта, недостаточно острый инструмент или неправильно выбранная заготовка? И если с первыми двумя вариантами мы вам едва ли можем помочь – все-таки это результат многочасовой практики, то рассказать, какая древесина для токарных работ подходит лучше всего – легко.
Влажность дерева для токарки
Многие начинающие токари, задавая вопрос «какая?», предполагают услышать конкретный набор пород. И это логично, поскольку порода характеризует не только внешний вид массива, но и его физические и механические свойства. Однако одно важное свойство от нее не зависит, и речь, конечно же, о влажности.
С одной стороны, влажная, свежая древесина точится значительно легче, даже если говорить о твердых породах, с другой – на ней невозможно получить чистую поверхность, а это значит, что шлифовать изделия придется уже после сушки. Но самое важное в другом – при сушке уже практически готовое изделие с крайне высокой вероятностью деформируется или лопнет. По этой причине для токарных работ обычно используют сухую древесину – с влажностью меньше 20%.
Сухие заготовки также делятся на две группы:
- Воздушной (естественной) сушки. Их влажность порядка 15-20%. Это своеобразный компромисс – точить такие заготовки легче, чем более сухие, и вероятность деформации при последующей усушке ниже, но все же она остается. Любой опытный токарь может поделиться не одним десятком примеров, когда, например, лопалась тонкостенная посуда, изготовленная из недостаточно просохшей заготовки.
- Камерной сушки. Заготовки (доски или брус) сушатся принудительно до влажности 6-10%. Столь «глубокая» сушка обеспечивает более высокую стабильность и повышенную стойкость к поражению грибками и плесенью – из древесины влага удаляется на клеточном уровне, поэтому грибкам практически негде развиваться. Некоторые породы при подобной сушке становятся более колкими, но не все. Кроме того, работая с сухим массивом, на станке можно произвести не только черновую, но и финишную обработку вплоть до полировки и покрытия маслом, получить в итоге полностью готовое изделие или деталь, не требующие дополнительной доработки.
Какое дерево для токарных работ подходит лучше всего?
Как мы отметили выше, породы дают не только цвет и рисунок, но и физико-механические свойства изделию или детали. В частности, при обработке обычно учитывают:
- Плотность – чем выше, тем сложнее точится заготовка, тем быстрее «садится» резец.
- Твердость – чем выше, тем лучше поверхность изделия сохраняет исходное состояние. Например, на детали из липы можно оставить глубокий след просто надавив ногтем, на ясене – нет.
- Склонность к скалыванию вдоль волокон – отдельные породы древесины для точения не подходят исключительно потому, что резец скалывает волокна, особенно при мелкой деталировке. В этом случае не спасает даже высокая плотность и твердость.
Точные значения для каждой отдельной породы можно найти в таблицах, но на практике делать этого практически не нужно. На первых порах можно просто прислушаться к рекомендациям, ограничившись «базовым списком», а потом, перепробовав все самостоятельно, составить собственное впечатление – что нравится точить, а что – нет.
Наиболее подходящие для новичков породы:
Липа – самая мягкая, но достаточно вязкая, чтобы «держать» детали и не скалываться. Береза потверже, с большей склонностью к скалыванию, но зато гораздо более доступная. Плодово-ягодные деревья за исключением вишни не относятся к деловой древесине, то есть, не заготавливаются в промышленных масштабах из-за малой толщины стволов, однако у них высокая плотность, хорошая вязкость и очень красивый рисунок, способный потягаться с ценными породами. Вишня, бук и грецкий орех – «официально» считаются ценными породами. Они относительно легко обрабатываются и очень красиво выглядят после финишной обработки.
Помимо них для точения хорошо подходят:
Не очень хорошо подходят для токарной обработки:
- ольха,
- осина,
- тополь.
Основная проблема этих пород – мягкость, поэтому добиться чистой обработки можно только очень острым инструментом и при очень медленной и аккуратной работе.
Не подходят для точения:
- сосна,
- ель,
- лиственница.
В этих породах сразу две проблемы: разная плотность слоев и большое количество смолы, которая налипает на инструмент и быстро тупит режущую кромку. Соответственно, даже если под рукой пока ничего лучше, чем хвойный брусок или доска из магазина стройтоваров нет, от их обработки все равно лучше отказаться, чтобы не разочароваться в результате и своих возможностях. Особенно если вы только-только начинаете осваивать токарное мастерство.
И последний важный момент: выбирая древесину для токарных работ, обязательно нужно обращать внимание на наличие пороков в заготовке. Они способны не только испортить внешний вид изделия, но и лопнуть при обточке, особенно на больших оборотах.